Четверг
16.05.2024
11:36
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья «Развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности»

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №193

 

 

 

 

Самоанализ

«Развитие творческих способностей детей

через различные виды деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Люшакова А.М.

 

 

 

 

г. Новосибирск 2013

   Я, Люшакова Александра Михайловна, работая над темой «Развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности», свою работу строю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, используя технологию Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». В своей работе, Никитин Б.П. сказал замечательную фразу: «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая,…думайте сами…»

   Принимая во внимания концепцию программы, определила для себя следующую цель – развивать творческую личность дошкольника. Ведь творческий труд развивает органы чувств (зрение, слух, осязание), совершенствует координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Все мы хотим, чтобы наши дети росли воспитанными и развитыми, трудолюбивыми и отзывчивыми, тонко чувствовали прекрасное.

   Гармоничное развитие ребенка во многом определяется уровнем трудового и эстетического воспитания. Представление о красивом складывается у каждого с детства постепенно. Потом от этих представлений зависит не только внешний вид человека, но и многие поступки, отношения с людьми.

   Возможности формирования любого ребенка огромны, можно развивать его способности даже те, что едва наметились, используя возможности детства, заложенные природой, - воображение, мышление и восприятие.

   Исходя из этого, ставлю перед собой следующие задачи:

   - содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности;

   - учить самовыражаться в творчестве, находить новые решения в процессе конструирования, моделирования, составления коллажей, аппликаций, оригами и т.д.;

   - поддерживать увлечения детей и создавать для этого условия;

   - развивать фантазию, стремление к познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ним;

   - уважительно относиться к результатам детского труда.

В своей работе я руководствовалась следующими принципами:

-  ценностная ориентация;

- принятие ребенка таким, какой он есть;

- индивидуальный подход к каждому воспитаннику;

- педагогическая рефлексия на каждом этапе работы;

- обогащение собственных знаний – самообразование.

   Поэтому, к решению всех задач и возникающих проблем, стараюсь подходить творчески. Искать нестандартные решения, новые подходы и методы в своей работе. Одним из самых важных моментов в своей работе, я считаю – организацию предметно-развивающей среды. Это, то пространство, в котором дети проводят большую часть времени своего пребывания в детском саду. От того каким образом оно организовано зависит характер развития ребенка. Среда, стимулирующая развитие, являющаяся его движущей силой, дает возможность ребенку испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Поэтому при организации предметно-развивающей среды своей группы главным для меня было предоставление детям свободы выбора деятельности. Работая над развивающей средой в своей группе, я стараюсь учитывать ее принципы построения: гибкого зонирования, индивидуальной комфортности эстетической организации среды с учетом «гендерного подхода».

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, психические процессы (внимание, память, воображение). Игры выполняют игровую, познавательную и развивающую функцию. Использую следующие игры: «Что изменилось», «День-ночь», «Логические цепочки», «Заполни квадрат», «Найди фигуру», «Лабиринты», «Собери мозаику», «Глаз фотографа».

   В группе есть отдельный уголок различных видов строительного материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы и замки. Также имеются различные конструкторы и игры, способствующие развитию детской фантазии и творчества. Расположенные ранее в шкафу дидактические и настольно-печатные  игры я переместила на открытый стеллаж и теперь каждый может выбрать игру по интересам, которых у нас (благодаря родителям) большой выбор.

   «Подбери картинки, построй прогрессию», «Часть и целое», «Время», «Мир растений», «Учимся классифицировать», «Дорожные знаки», «Что за чем», «Снежная королева», «Лото – сравни , подбери», «Домашние животные», «Геометрический паровозик», «Что где растет», «Чей малыш», «Что к чему», викторина для детей в вопросах и картинках, «Школа этикета», «Игра ассоциации», «Фигуры и формы», детское домино, мозаики и т.д.

   Имеются уголок для сюжетно-ролевых игр: парикмахерская, где имеются зеркало, фен, мыло, бигуди, машинка, духи и т.д.; дом – шкаф, посуда, кровати, стол, диван, печь, куклы, мягкие игрушки.; больница – белые халаты, ширма, медицинские принадлежности, магазин – овощи и фрукты, счетная машинка, деньги; гараж – машины, набор инструментов, конструкторы. Представлению вариантивности служит уголок ряженья. Он содержит различные предметы одежды для перевоплощения (различная одежда, например фата, которую очень любят девочки), костюмы петрушки, клоуна, парики, и т.д. все это является хорошей базовой копилкой для сюжетно-ролевых игр, для выдумывания детьми различных тем и сюжетов во время подготовки каких-либо игр, а также для создания благоприятной атмосферы в творческой игровой обстановке. «Математический уголок» - конверты на логическое мышление, раздаточный материал; «Познавательный уголок по развитию речи»; «Уголок природы» - аквариум, цветы, приборы для опытов, коллекции камней; «Уголок театрализации» - народные костюмы, костюмы персонажей сказок, маски.

   Уголок творчества – еще одно достоинство нашей группы. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, образцы росписей, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки). Заметив, что детям очень нравится делать поделки из природного и бросового материала, я организовала копилку «полезных вещей». Чего в ней только нет (пробки, коробки, бусинки, части от сломанных игрушек и много другое), немного фантазии и получилось что-то забавное и порой неожиданное. Поначалу некоторые родители настороженно отнеслись к тому, что дети стали собирать, для садика совершенно не природные на их взгляд вещи. Позднее они тоже включились в этот процесс и нередко теперь приносят что-нибудь со словами: «Посмотрите, нам кажется, из этого что-то получится». Дети вместе с родителями дома изготавливают поделки и приносят нам. В этих уголках дети играют вместе со мною и самостоятельно, распределяют роли, присутствуют роли театрализации, формируется коллектив, развиваются творческие способности.

   Во время прогулки осенью я с детьми собираю осенние листья, затем их сравниваем по размеру,. Цвету и форме. Дети сами видят, что, например, даже у березы нет ни одного листа точь-в-точь похожего друг на друга, они замечают отличия по размеру, цвету и форме, количеству зубчиков, жилок. Так же отмечаем сходства: осенью листья сухие и ломкие, одинаково шуршат и если они родились на одном дереве, называются одним именем. Эти принесенные листья дети наклеивают на альбомный лист, используя свою фантазию, немного обрезают их, что-то из них вырезают. У них получаются забавные композиции, очень разнообразные и не похожие друг на друга. Это могут быть яблоки, грибочки, рыбки, вазы с цветами и даже целые картины с добавлением засушенных цветов и природного материала (Приложение 1). Затем в группе на занятиях по аппликации дети вырезали осенние листья из бумаги, и у нас получилась «Осенняя красавица» (Приложение 2).

   На занятиях по окружающему миру выясняем, что деревья и грибы образуют симбиоз. Продолжая тему, на занятиях по конструированию образовалась целая поляна «мухоморов» (Приложение 3). Продолжаем собирать разный бросовый материал. Это могут быть: бусинки, камешки, скорлупа от различных орехов, пуговицы, косточки от абрикосов и персиков, кусочки кожи и бархата, тесьма и многое другое. Из этого материала с детьми создаем коллажи.

   Первые коллажи обычно бессюжетны и, на первый взгляд, нелепы, отсюда и название игры – «чепуха». Разновидностью такого коллажа является аппликация с дорисовыванием. Для занятий необходима бумага, различный бросовый материал, карандаши или краски. Детям раздается обрезок цветной бумаги неопределенной формы, затем спрашиваю у них: «На что это похоже?». Предлагаю детям дорисовать этот бесформенный кусочек красками или карандашами. Они умудряются целые картины дорисовать.

   Затем задание усложняется. Необходимо наклеить 2-3 кусочка цветной бумаги, затем раздается бросовый материал (серпантин, лоскутки, кусочки ваты, скорлупа от орехов). Дети сами наклеивают, что и как хотят, очень интересно получается. Также можно добавить в коллаж что-нибудь вылепленное из теста, это могут быть рыбки, цветы и роботы. Приобретается интересный вид и определенная тематика. Когда заинтересуешь детей, то они сами просят, когда будем что-нибудь делать, обычно во второй половине дня, дети по желанию усаживаются за столы и продолжают свои творения. Так получается коллаж (Приложение 4).

   Очень забавные получаются поделки из овощей и фруктов (Приложение 5).

   Задания бывают разные, среди них: «Новые игрушки» - придумать такие игрушки, которых нет в продаже в магазине, или «В стране роботов» - это будущее, как будто вокруг нас будет много роботов. Дети сами придумывают этих роботов из готовых трафаретов, составленных из геометрических форм, а недостающие детали могут сделать сами.

   Программное содержание занятий:

   - развивать творческое воображение;

   - учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических фигур;

Подбирать цветовую гамму.

Материалы: бумага, набор трафаретов, клей.(Приложение 6).

   Дети очень любят выполнять аппликационные работы. Ведь они способствуют развитию глазомера, чувство формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражать собственные фантазии.

   Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали. Сенсорное воспитание дает возможность детям, выполняя аппликации, рассматривать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, высокие и низкие, длинные и короткие, темные и светлые. Также даю понятие детям, чтобы они располагали фигуры в центре, слева, справа, высоко, низко (вверху, внизу). Выполняя аппликацию, учу детей счету, выбирать одинаковые по форме, размеру и цвету фигуры. При помощи вырезания фигур и цветной бумаги, организую увлекательный и познавательный процесс, составляя конструкцию из квадратов, прямоугольников, треугольников, кружков, овалов, различные предметы и элементы растительного и живого мира; знакомлю детей с основами творческой деятельности (Приложение 7).

   Мастерим сами игрушки, которые стали персонажами из русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Прежде чем приступить к работе, прочитали сказку. Затем приготовили конусы – это туловище, а затем голову, которые дети разрисовали сами. Когда было все готово, разыгрывали представление. Ходили в другие группы, показывали спектакль со своими персонажами. Детям очень нравилось, все хотели принять участие в спектакле. Произошло непроизвольное обучение, все произошло как бы «между прочим».

   В процессе интересной деятельности, вживаясь в события сказки, ребенок становится как бы ее действующим лицом,  при этом повышается познавательная активность, развивается воображение и способности к логическому мышлению (Приложение 8).

   Также знакомлю детей с искусством – оригами, призванным дарить людям радость. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты – медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, что немало важно для будущих школьников, овладевающих письмом, вырабатывается усидчивость. Чтобы получилась красивая фигурка, необходимы такие качества, как аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста такие занятия применяют в своей практике врачи-логопеды. Занятия оригами сблизило детей, они удивлялись и радовались своим работам (приложение 9).

   К детям 6-7 лет предъявляю более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Больше опираюсь на их опыт, знания и умения, не опекаю, чаще предоставляю возможность в проявлении творчества, смекалки, волевых и трудовых усилий. С этой целью использую такие проблемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай, как хочешь», «Попробуй и расскажи, что тебе удалось сделать лучше». Выставляем свои работы на «выставку». Рассматриваем, что удалось лучше всего, чья работа самая аккуратная и удачно выполненная.

   Все не просто описать, сколько и каких прекрасных работ сделали ребятишки под моим руководством. Это и выпуск газет, коллективные работы, «новогодняя открытка» и много другое (Приложение 10). Стараюсь работать в тесном контакте со специалистами. Обязательно стараюсь привлечь к своей работе родителей. Наши родители вместе с детьми участвуют в творческих выставках, организованных в детском саду по темам: «Не нужных вещей не бывает», «Елочка красавица» и др. Получились великолепные выставки, радовались и любовались все.

   В результате проведенного обследования на основе применения диагностики развития творческой способности детей, можно сделать следующие выводы:

   На основании полученных данных диаграммы из расчета на конец года, мы видим, что:

  - знания 88% детей полностью соответствуют требованиям программы по творческим способностям;

  - 12% детей частично усвоили программу.

  Это говорит о том, что у детей:

  - расширяется интерес к созданию различных конструкций предмета в соответствии с его назначением;

  - формируется интерес к конструированию из разных материалов;

  - они видят конструкцию предмета и анализируют ее с учетом практического назначения;

  - появляется интерес к созданию моделей из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

  В ручном труде дети:

  - переплетают бумажную основу полосками цветной бумаги;

  - делают разметку по шаблону на бумаге при изготовлении различных игрушек;

  -изготавливают объемные игрушки при помощи иголки;

  - находят конструктивные решения;

  - работают коллективно.

  Я всегда слежу за новинками, в технологии изготовления различных поделок, за методическими новинками в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика». Изучала и использую следующую литературу:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е. Ю., Чегулина О. Г. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. – Новосибирск: НИПКиПР, 2005.

  2. Васильева М.А., Гербова В. В, Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  3. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1997.

  4. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала // 1984.

  6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение. 1985.

  7. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду// Радуга.

  8. Лиштван  З.В. Конструирование в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007.

  10.  Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007.

  11.  Никитин Б.П. Ступенька творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение.1990.

  12.  Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М,: Просвещение, 1979.

  13.  Сокольникова  Н.М. Изобразительное искусство. И- М.: АСТ, 1998.

  14.  Эллисон Шейла, Грей Джудит. 365 творческих игр и занятий// Поппури, 2008.    

Категория: Мои статьи | Добавил: Aleksa (03.02.2014)
Просмотров: 1729 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz