Понедельник
29.04.2024
19:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Система игровых упражнений для вызывания звуков

Большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и игровым приемам. Это обусловлено тем, что; игра - ведущий вид деятельности детей дошкольников, игра - активизирует деятельность детей, позволяет организовать работу с детьми, у которых обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что часто наблюдается у детей с нарушениями речи.

В педагогической и логопедической литературе известны работы, посвященные устранению заикания в игре (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, ЕЛ.Пеллингер, Л.П.Успенская), применению ряда игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи у детей, посещающих массовые детские сады (М.Г. Генинг, Н.А. Герман). Однако игровые приемы в работе по постановке звуков у детей с нарушениями звукопроизношения описаны недостаточно.

  • физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Простые отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается артикуляционный уклад нужного звука. При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребенок произносит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап постановки звука затягивается. Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по постановке звуков.

Игровые методы, так же как и упражнения должны обязательно включаются в практику работы по вызыванию звуков. Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений ,и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • превратить процесс обучения и научения в интересную игру.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, широко применяю игровые приемы и упражнения, стараюсь обыграть каждое упражнение. Приведу некоторые игровые приемы, которые можно использовать при постановке звуков.

Как отмечалось выше, постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Все упражнения артикуляционной гимнастики обыгрываются.

При выполнении упражнения «Заборчик», говорю ребенку, что на его заборчик сели разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка, осторожная трясогузка и т.д., что позволяет добиться необходимой длительности удержания артикуляционной позы.

При выполнении упражнения «Грибок», рассказываю ребенку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до 10. Дождь идет, а грибок растет все выше и выше.

При выполнении упражнения «Чашечка» рассказываю о том, какие смешные котята бегут пить молоко из его чашечки: серенький, рыженький, пестренький, беленький с голубыми глазами и т.д.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановке звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции, «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука /Л/ имитируем движение языка к зубам при помощи его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука /Р/ имитируем пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д.

Эти приемы помогают удерживать статическую позу, ребенку весело и интересно, он меньше устает. Таким образом, в игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку.

Постановку любого звука начинаю с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук /Р/ (рычание собаки или звук работающего мотора), звук /Ш/ (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), /ж/ (жужжание жука), /з/ (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

При постановке звука /С/ рассказываю сказку о гномике Язычке, который будет исполнять роль альпиниста. Нижние зубы - уступ скалы, на котором надо непременно удержаться. Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребенок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! А чтобы язычок не пытался выскочить за зубки их плотно сжимать.

При межзубном стигматизме, для вызывания звука /С/ рассказываю ребенку вот такую историю: «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только вот беда, звуки эти получались не совсем правильные, а какие-то шепелявые и разбрызгивались во все стороны. Окружающие не могли понять, о чем же говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить пло­тину. Для этого сожмем зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнемся. Ручейку оставим маленькую щелочку между передними зубками, чтобы он стекал хо­лодной, ровной струйкой». А теперь длительно произнесите звук «С», демонстрируя ребенку безукоризненно правильную артикуляцию. Пусть ребенок подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйки воздуха холодная и узкая.

Затем прошу ребенка организовать свой «ручеек». Эти получится не сразу. Главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука «С». Ребенок пробует уже в который раз и все безрезультатно? В таком случае поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке.

«Однажды путь ручейку загородило бревно (Поместим спичку одним концом между резцами ребенка и прошу удержать в таком положении. Язык находится внизу ротовой полости и не высовывается!) Ручейку пришлось очень сильно постараться, чтобы убрать преграду!» Ребенок с напором произносит звук «С», направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Это упражнение надо делать под строгим контролем взрослого, чтобы спичка случайно не оказалась в дыхательных путях ребенка.

При шипящем или боковом сигматизме, когда к звуку надо «идти» от межзубного положения языка, играем с ребенком в игру «Шепелявый язычок». Показываю ребенку, как смешно получается, если сказать слоги, а затем ''Слова, просунув язык между зубами. Затем предлагаю ребенку произнести также. Если у ребенка не получается межзубное произношение, то пробуем межгубное, автоматизируем его в словах, а затем снова возвращаемся к межзубному. Когда звук окрепнет, «соскальзываем» на нужную артикуляцию.

Для вызывания шипящих звуков использую игровой прием «Змейка». Как известно, шипение — привилегия змеи. Изобразим ее с помощью руки. Кисть — это голова, остальное — гибкое тело. Вот ваша змея ползет по столу, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперед и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш...». Обращаю внимание ребенка на то, что язык — «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются трубочкой. Если последнее не получается большим и указательным пальцами слегка надавливаю на щеки. Еще раз пошипим. Если у ребенка не получается удерживать язычок «чашечкой» применяю черенок чайной ложки. Это можно использовать лишь в том случае, если ребенок чисто произносит звук «С». Ребенок воспроизводит звук /С/, а я в это время подвожу черенок ложечки под язык, приподнимаю его к нёбу и чуть отодвигаю назад.

Аналогично работаю и над «Ж». В данном случае отталкиваюсь от звука «3». Изображаем доброго жука и жужжим: «Ж-ж».

Категория: Мои статьи | Добавил: Aleksa (09.06.2018)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz