Понедельник
29.04.2024
17:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей в группе компенси-рующей направленности

 Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

-          Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

-          Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

-          Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

-          Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

-          Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы разрабатываются:

1.      Перспективный план взаимодействия со специалистами.

2.      Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.

3.      Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

-          учитывается структура нарушения;

-          осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-          закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа включает в себя:

-          формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

-          преодоление нарушений слоговой структуры слова;

-          обогащение словарного запаса;

-          развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

-          формирование грамматического строя речи и связной речи;

-          обучение грамоте.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает.

-          Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

-          Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

-          Коррекцию звукопроизношения.

-          Развитие фонематического слуха.

-          Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

-          Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

-          Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

-          Коррекцию нарушений слоговой структуры.

-          Развитие просодической стороны речи.

-          Профилактику нарушений письма и чтения.

-          Формирование навыков послогового чтения.

-          Совершенствование общей и мелкой моторики.

Задачи, над которыми работают воспитатели.

-          Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-          Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

-          Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

-          Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

-          Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

-          Формирование связной речи.

-          Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1.                 Логопедические пятиминутки.

2.                 Игры и упражнения.

3.                 Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Aleksa (05.09.2015)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz