Несомненно,
на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,
народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные
слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы
оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания
ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает
ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего
возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и
незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры.
С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период,
представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся
плаксивыми, беспокойными, замкнутыми.
Во время тяжелого расставания с родителями особенно эффективно использование
воспитателем малых фольклорных форм. Утром, во время приема, встречаем детей
с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее, и
сопровождаем ее движения чтением потешек. Знакомство с потешками начинается с
рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о
персонаже потешки, объясняем новые слова. Дети всей группы учатся двигаться,
говорить как лисичка, медведь, заяц, в зависимости от того, о ком потешка.
Таким образом, потешка позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни,
к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с
малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
В группе можно создать театральный уголок, где будут храниться маски
животных, людей, сделанные руками воспитателей, детей и родителей. Зритель
превращается в участника представления после появления нескольких персонажей.
Театр доставляет ребенку много радости и удовольствия, формирует интерес к
малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание,
пробуждают любовь к родному языку. Кроме того, фольклор включает в себя
элементы театрального искусства.
Большое внимание должно уделяться русской народной сказке, которую лучше не
читать, а рассказывать, глядя на детей.
«Накину шаль на плечи, потихоньку постучусь в дверь, открываю и говорю детям
«Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать»».
Дети верят, что это бабушка, слушают сказочный голос, запоминают, а потом пересказывают,
манипулируя игрушками, имитируя интонацию воспитателя. В сказках дети
знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа и др.
сказочки завершаем концовкой:
«Так они живут, пряники жуют, медом запивают, в гости поджидают».
Используя музыкальный фольклор, побуждаем детей сочетать пение с
танцевальными движениями. Поем колыбельные песенки, которые успокаивают,
настраивают на отдых – ласковые, негромкие, нежные.
Инсценировки по стихам – интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели:
воспитанию
доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая
игрушка.
Побуждаем детей отгадывать загадки:
«Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».
Дети начинают думать, сопоставлять увиденное с услышанным.
Учим с детьми заклички, песенки:
«Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку».
Очень здорово, если будут использованы народные инструменты: дудочка,
балалайка, деревянные ложки, а так же игрушки, картинки, с помощью которых
предоставляется развернутая картина действий.
Во время игр необходимо стимулировать действенное участие ребенка: позови
петушка, погладь, убаюкай. Эмоциональным изложением побуждаем к
познавательной деятельности.
В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение
с ребенком, поэтому по возможности чаще обращайтесь к каждому в отдельности.
Приобщение к народному творчеству играет важное значение в эстетическом
воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас,
развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует
любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу,
обычаям, традициям, богатству языка.
|